Имеет смысл немного рассказать о достижениях современной науки о транспортном планировании городов. В первую очередь - о терминах, которые используются транспортниками и которыми впоследствии будем пользоваться и мы. Но попросту сухое изложение терминов малоинтересно, поэтому попробуем привязать эти термины к нашим, Томским реалиям.
Первый, и самый важный термин - это Right-of-Way. На наш великий и могучий его можно перевести как “право проезда”, но более полно по смыслу он звучит: “право приоритетности проезда транспорта”. Термин применяется в основном к общественному транспорту, за некоторыми исключениями, о которых позже.
ROW-A. Абсолютный приоритет проезда, организуемый обособлением пути от остальной дорожной инфраструктуры. То есть ничто физически не может помешать движению транспортного средства. Сферический пример в вакууме - метро. В Томске некоторое подобие ROW-A присутствует на многих трамвайных линиях, но все же не в полном объеме, так как пересечения с дорогами и пешеходами могут затормозить движение состава. Однако если ввести управление светофорными фазами из кабины машиниста, то получится полноценный ROW-A.
Пример ROW-A
ROW-B. Транспортное средство движется по собственной полосе, на которой имеет преимущество, но сама полоса не обособлена и иногда может использоваться другими участниками движения - допустим, для совершения маневра. В Томске это якобы участок трамвайных путей на ул. Розы Люксембург. Однако наши реалии больше превращают её в полосу:
Пример ROW-B
ROW-C. Никакого преимущества перед другими участниками движения транспорт не имеет. В Томске это практически весь общественный транспорт - троллейбусы и автобусы.
Теперь немного теории. Качественный общественный транспорт можно реализовать только по схемам ROW-A и ROW-B. И их совмещением. Только так можно реализовать быстрое и комфортное передвижение по заранее заданным интервалам, в идеале - вообще по четкому расписанию. При этом важно отметить что даже небольшой участок сети с системой ROW-C полностью ломает эту идиллию. Совмещать ROW-A и ROW-B с ROW-C нельзя.
На западе эксперты-транспорники озабочены поднятием пропускной способности дорожной сети в пассажирах, а не в транспортных средствах. Результатами их дум стал термин carpooling. Карпулинг - это заполненность личного автотранспорта пассажирами. Разделяют два вида ЛА в рамках этого термина:
SOV (single-occupancy vehicle) - ЛА, используемый единолично водителем.
HOV (high-occupancy vehicle) - ЛА с пассажирами.
Теперь, внимание - во многих странах мира HOV могут использовать полосу ROW-B для передвижения. То есть поощряется как можно большая заполненность ЛА. Есть полосы 2+, 3+, 4+. Эти цифры означают, сколько человек должно ехать в ЛА, чтобы ему давалось преимущество в движении.
Выделенная полоса для карпулинга по системе 2+
Так как никаких выделенных полос в Томске нет, то использование этой схемы не ведет к стимулированию таких совместных поездок. Основным мотиватором становится материальная выгода - можно скооперироваться с кем-нибудь и подбрасывать его до работы, а он, допустим, раз в месяц будет вас заправлять. HOV в Томске - это инициатива “снизу”. Существуют сайты, где можно найти попутчиков. Вот например.
HOV - это очень хорошая инициатива. Добрая. Советую всем водителям как можно чаще ею пользоваться. по крайней мере до тех пор, пока в городе не начнет действовать хороший общественный транспорт.
После карпулинга можно было рассказать про каршэринг (carsharing), но подобная схема настолько фантастична для нашего города и нынешнего отношения к автомобилю, что смысла особого не вижу. Скажу лишь то, что это система совместного использования прокатных автомобилей. Более подробно, но на английском можно почитать здесь.
Наиболее интересным я считаю термин paratransit. Перевода на русский язык этого термина как бы нет, поэтому все его так и называют - паратранзит. Попробуем разобраться, что же это такое.
Изначально паратранзитом, как можно догадаться, называли общественный транспорт, призванный перевозить инвалидов-колясочников. Но со временем, это понятие несколько расширилось (не утратив, правда, и изначального значения).
Паратранзит в США.
Паратранзитом на западе называют общественный транспорт маршрут следования которого формируется по заявкам пассажиров. Связано это с тем, что западные города имеют обширные агломерации с низкой плотностью застройки и населения. Проблематично обеспечить такие территории качественным регулярным общественным транспортом, поэтому используется такой вот необычный способ.
У паратранзита есть некоторые особенности:
1. Маршрут формируется по заявкам самих пассажиров, которые они делают по телефону. Это может быть разовая или регулярная заявка - от этого будет зависеть цена проезда.
2. Паратранзит никогда не довезет вас до работы. Конечная остановка - это всегда транспортный узел, где можно пересесть на регулярный общественный транспорт. То есть выполняет функцию подвозящего.
3. Подвозящие маршруты в основном используют автобусы малой или средней вместимости. Маршрут и количество заявок всегда соответствуют количеству пассажиров, которые может перевезти данное транспортное средство. Нет такого явления, что в конце маршрута руки и ноги пассажиров начинают торчать из окон.
4. Это маятниковый транспорт. То есть, работает только утром и вечером. Регулярных маршрутов не совершает.
Прошу обратить внимание на третий пункт. И перевести его на Томск. Никто и никогда (в разумном мире) не пускает на магистральные направления маломестные автобусы. Они используются только как подвозящий транспорт. Большие пассажиропотоки должен обслуживать крупный транспорт. И даже Томск в этом примере не так показателен, как некоторые другие города России. Где-то, например, в Омске, в качестве маршруток используются “ГАЗели”, что вообще за гранью разума.
Какое отношение паратранзит имеет к Томску? Есть сфера общестенных перевозок, которую можно назвать нашим паратранзитом. Это система служебного транспорта. Это очень хорошая идея, и желаю здоровья и счастья тем руководителям предприятий, которые озаботились доставкой своих подчиненных на работу. Можно увидеть в городе автобусы “Межениновской птицефабрики”, “ТНХК” и “Газпрома”. Много более мелких предприятий часто арендуют ПАЗики.
В чем прелесть таких перевозок? В том, что они берут на себя самые тяжелые, маятниковые перевозки, удобны пассажирам (ты всегда знаешь, где и когда нужно сесть на автобус).
Причем в некоторых случаях это становится неким корпоративным “трендом”. Я часто наблюдаю, как сотрудники “Газпрома” уезжают на автобусах с Суворова (там где у них Учебный центр). Причем я уверен, что многие (если не все) имеют свой собственный ЛА, но все же предпочитают пользоваться служебным. И это действительно удобно и практично.
Пока на этом все. За пределами этого поста осталось еще несколько терминов, например - road pricing. Но это настолько обширный термин, что распишем его в отдельном посте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий