Обычно, когда речь заходит о системе road pricing и развитии общественного транспорта за счет выделенных полос, автолюбители воспринимают их очень болезненно. Аргументация не блещет оригинальностью, и основные претензии звучат так:
1. Вы собираетесь заставить меня ездить в убогом общественном транспорте вместо моей уютной машины.
2. А зачем я тогда покупал автомобиль, если я не могу на нем ездить?
Первый вопрос частично лежит в плоскости вашего понимания, что же такое нормальный общественный транспорт. Для ответа на него, нужно полностью откреститься от того, что мы сейчас видим в городе Томске. Старые грязные маршрутки, громыхающие холодные трамваи, полный бардак в интервалах и обслуживании - это жуткая пародия на общественный транспорт.
Так давайте пофантазируем и представим, что в Томске появилась линия современного трамвая с приоритетом движения ROW-A (ну может быть иногда ROW-B), охватывающая все густонаселенные районы города. Трамваи удобны, они мягко идут, в них тепло, есть Wi-Fi и прочие атрибуты современного общества. Они ходят по расписанию, транспортная система подразумевает сквозную тарификацию и проездные билеты. И при этом за счет приоритета движения вы проводите в дороге меньше времени, чем при использовании ЛА (а при системе road pricing на некоторых направлениях еще и меньше платите). В общем, в городе действует качественный общественный транспорт.
Теперь, с таким допущением, и будем дальше работать.
Следующее, что лежит в основе этих вопросов - излишнее преувеличение. Никто не собирается отбирать у автолюбителей право пользоваться ЛА и насильно запихивать в ОТ. Задача хорошей транспортной системы - ограничить “плохие поездки” за счет стремления человека рационально использовать свои ресурсы: время и деньги. В хорошо организованной транспортной системе большое количество людей выбирают ОТ просто потому, что так доехать проще и дешевле, чем на ЛА, при этом передвигаться на ЛА им никто не запрещает.
Более того, транспортные эксперты очень благосклонно относятся к личному автотранспорту, да и глупо отрицать его удобство и практичность. Автомобиль дает невообразимую свободу передвижения, это совершенно другой уровень мобильности населения. Но при этом не нужно забывать, что автомобиль - это всего-лишь инструмент, и пользоваться им нужно правильно.
Приведем небольшую аналогию. Есть швейцарский нож. Предмет универсальный - там, помимо самого ножа, есть и отвертка, и ножницы, и шило и много чего еще полезного. Но вот закручивать болты им все же не очень удобно и скорее всего при сборке какого-либо механизма вы возьмете инструмент специальный - отвертку. Так же вы не станете раскраивать материал “швейцарскими ножницами” - вы возьмете специальные портные.
Минус, как и плюс универсального инструмента - как раз в его универсальности. Инструмент, заточенный под определенную операцию всегда будет эффективнее и удобнее, чем “универсальный”.
Так вот сейчас большинство людей считают, что автомобиль - это универсальный инструмент и подходит ко всем видам поездок. Но это не так.
Существует два основных вида поездок:
Первые - регулярные. Их еще называют маятниковыми или тактовыми. Это те поездки, которые совершаются раз из раза по одному маршруту в течении определенного времени суток, недели, месяца или даже года.
Самая характерная маятниковая поездка - это маршрут в восемь-девять утра на работу и в шесть-семь вечера с работы. Это массовые ежедневные (с понедельника по пятницу) поездки, которые совершают подавляющее большинство работающих людей.
Массовость и регулярность - основные характеристики, и именно от них нам нужно отталкиваться при определении вида транспорта (инструмента), которыми мы будем их совершать.
Регулярность наталкивает нас на мысль, что эти поездки можно легко автоматизировать. Массовость говорит о том, что нужно использовать транспорт с максимальной провозной способностью.
Напоминает качественный общественный транспорт, который мы описали? Полностью. Автоматизация осуществляется за счет грамотной прокладки маршрутов, сквозной тарификации, а провозная способность - правильной подборкой подвижного состава и приоритетом ROW-A.
Именно потому, что для тактовых перевозок сейчас множество людей используют не тот инструмент, мы наблюдаем пробки по утрам и вечерам, тратим нервы и время в этих пробках.
Ты не попал в пробку. Ты и есть пробка.
Второй вид поездок - разовые или нерегулярные. Поездки в парикмахерскую, по магазинам, различным делам, в гости, на пикник за город - это те поездки, идеальным инструментом для которых будет личный автотранспорт.
Кстати, поездка на приусадебные участки тоже считается “маятниковой”, потому как у неё есть четко выраженные максимумы и минимумы. И в советское время это прекрасно понимали, поэтому пускали по выходным дополнительные “мичуринские” электрички и автобусы. Сейчас это тоже практикуется, но далеко не так обширно. Да и везти свой любимый культиватор на автобусе проблематично - поэтому запишем и эти поездки в разовые.
Поэтому никто не говорит, что автомобилем пользоваться не нужно - нужно, еще как, но правильно.
Теперь, какие плюсы может получить автовладелец, распределив свои транспортные потребности рационально - между ЛА и ОТ?
1. Естественно, это снижение стоимости эксплуатации ЛА. Ежедневные поездки на работу, стояние в пробке, холодные пуски по утрам (или ночной прогрев), - все это стоит денег. Прибавим сюда меньшую вероятность ДТП (из за снижения времени, проводимого на дороге).
2. За счет того, что маятниковый траффик будет обслуживаться общественным транспортом, гораздо свободнее на дороге будет для разовых, “деловых” поездок, что многократно повысит комфорт от использования ЛА. Наверное, все согласятся, что стояние в пробке при “деловой” поездке (например, в магазин) воспринимается гораздо хуже, чем при пути на работу (и тут дело даже не в нежелании работать, а в привычном восприятии “маятниковой” пробки).
3. Если ЛА используется по будням только для маятниковых поездок, а в выходные - для разовых, есть возможность купить или арендовать гараж (или автостоянку) вне пределов пешеходной доступности (пользоваться гостевой парковкой только в выходные). При этом повышается безопасность автомобиля и ваше моральное самочувствие (в тесном дворе могут поцарапать, проколоть колеса, разбить окно и так далее).
4. Дорога до работы и с работы в общественном транспорте ROW-A может занимать меньше времени, чем на ЛА в пробке. К тому же, не будет болеть голова, где и как оставить свой автомобиль на те 8-9 часов, что приходятся на саму работу.
5. Про такие очевидные и одновременно неочевидные вещи как снижение шумового и газового загрязнения города, снижение аварийности, повышение эстетического восприятия города тоже можно и нужно говорить. Мы все живем в этом городе, все бываем пешеходами и так же дышим выхлопными газами и смотрим через вереницы автомобилей.
Как видите, разумное использование автомобиля выгодно не только окружающим, но и самому автомобилисту.
Кстати, некоторое подобие регулирования спроса на пользование автомобильным транспортом в наших климатических условиях можно наблюдать в те дни, когда шкала термометра опускается ниже 30 градусов. Тогда некоторые автомобилисты не заводятся, многие не хотят мучить себя и автомобиль. А некоторые оставляют машину в гараже и предпочитают поехать на ОТ или такси. В эти дни происходит 2 вещи:
- во-первых, ОТ в час пик переполнен, так как работающие на пределе пропускной способности маршрутки не вмещают в себя новых пассажиров - автовладельцев. Это еще раз подтверждает, что сложившаяся в Томске система общественного транспорта не имеет резерва увеличения пропускной способности.
- Во-вторых, он доезжает до места назначения быстрее, чем в обычные дни, потому что на дороги выезжает меньше автомобилей.
Это “естественные” способы регулирования спроса на автомобильные поездки, но механизм похож на меры, которые предпринимают власти в развитых городах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий